Ответы на вопросы якутского журналиста

1. Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Известный режиссер Михаил Мархолиа – Ваш отец? Повлиял ли он на ваш выбор профессии?

Михаил Мархолиа мой отец. Наверное он больше всего повлиял на мой характер. Ну и конечно на выбор профессии. Учился он в Петербурге у Товстоногова. Там и познакомился с мамой. Отец имел талант начинать все с нуля. Организовал в Сухуми русский театр, открыл национальное телевидение, организовал киностудию. У нас вообще семья творческая. Отец у меня абхаз, а мать русская У мамы все родственники в музыке. Один из дедов моих был дирижером в Мариинском театре, другой руководил Капеллой.

2. В который раз Вы приезжали в Якутск?
Приехал второй раз. Первый раз прилетал летом смотреть актеров и выбирать пьесу.

3. Как Вам наша зима, успели ли ее почувствовать?
К счастью меня не успели напугать морозы. Только в последнюю неделю было за сорок. Да и в театре тепло. Жил недалеко от театра.

4. В Якутске Вы ставили спектакль по Шекспиру «Сон в летнюю ночь». Почему именно это произведение выбрали для постановки? Оправдали ли наши артисты Ваше доверие?

Всегда меня привлекают задачи, которые требуют напряжения сил, азарт появляется от этого. Мне показалось заманчивым поставить в вечной мерзлоте масштабную игровую пьесу о летних страстях и чувствах. Актеры понравились, они современные, стильные, подвижные.

5. Я слышала, что в постановке были задействованы дети-инвалиды с синдромом Дауна? Как Вы объясните свой выбор? Кто помог в кастинге детей?

В спектакле принимали участия дети с особенностями в развитии. Это не только детишки с синдромом Дауна, но и аутисты и пр. Почему такой выбор? Честно говоря, была давно мысль задействовать таких актеров в спектакле наряду с профессионалами. У меня был до этого опыт в Москве, я снял фильм Повесть о капитане Копейкине по Гоголю. Где принимали участия дети с синдромом Дауна. Работа была очень интересная, мы все подружились и потом начал работать целый театр- Театр Простодушных, которым сейчас руководит мой друг- Игорь Неупокоев. Дело оказалось очень перспективным. Мы ездили на гастроли в разные страны и в театре играют уже много других спектаклей. Почему такая идея пришла в Якутске? В пьесе есть разные миры- мир людей, мир богов и мир эльфов. Все они существуют параллельно. Мне показалось, что именно актеры с особенностями в развитии наиболее точно передадут эту параллельную жизнь. Они ведь сами живут, к сожалению, почти не пересекаясь с нашей жизнью. И для них и для наших профессиональных актеров эта совместная работа была очень полезной. Мы вместе репетировали, разучивали текст, движения, ходили на примерки костюмов, участвовали в репетициях. Мои «эльфы» привнесли в нашу работу какую-то особенную добрую и пронзительную ноту.

6. Реакция родителей, артистов?
Руководство театра очень активно помогало мне в поиске таких артистов, и хоть дело было для них совсем непривычное, но мы довольно быстро нашли союзников в этой затее. Это и школа интернат, учителя и просто родители. Актеры не все сразу легко приняли эту затею, нужно было пройти времени, чтобы артисты почувствовали возможность диалога с непривычными партнерами. Но в результате все случилось.

7. Был ли у Вас ранее подобный опыт работы с больными детьми? Если да, то где и когда?

8. Что было самым трудным в работе с больными детьми?
Трудно в общем то и не было. Просто нужно терпение. Но оно нужно всегда и со всеми. Нужно было найти те формы выражения их чувств и мыслей, адекватные для них. Важно ставить задачу по силам. Нельзя ломать их собственную эмоциональную среду, важно настроиться на добрую игру и тогда они отвечают очень искренне и эмоционально. Лучше иных профессионалов.

9. Можно ли считать эту работу арт-терапией? Думаю безусловно это арт терапия. Я видела, как одна девочка аутистка стала общаться с нами. Как она в конце репетиций уже просто руководила другими детьми. Как осмелела и пошла на контакт. Даже заговорила. Общение в работе безусловно лечит, оно придате силы, уверенности…

10. Есть ли у Вас дальнейшие планы в этом направлении? Как бог даст. Специальных планов нет.

11. Поскольку большинство наших читателей нашей газеты – ветераны, я не могу не споосить у Вас о Севастопольском фестивале искусств «Война и мир». Как Вам пришла идея проведения такого крупномасштабного проекта? Довольны ли Вы его результатами?

Я в Севастополе живу и работаю давно. С 90-х годов. Руководил там театром Луначарского и фестивалем «Херсонесские игры». Потом уехал, но почти каждый год летом проводил какие-то проекты. В прошлом году пришла мысль объединить разные жанры и провести масштабный проект. Нашел поддержку спонсоров, городских властей и главное нашлись помощники- энтузиасты. Самому до сих пор не вериться что все это осуществилось. Севастополь город военной славы. Там очень сильны советские традиции патриотизма. Это в хорошем смысле уникальный город на пространстве СНГ. И я его очень люблю. Там жить не совсем просто. Много политики… НО дух города по прежнему романтичный. Да к тому же это город у моря, что немаловажно для фестиваля. Фестиваль Война и Мир включил в себя музыку, военные оркестры. Фотографию, кино и современное искусство. Он проходил с мая по октябрь этого года. Мы привлекли в бюджет города более 200 тыс долларов. Туристов и гостей в прошлый год стало ( и с нашей помощью) больше на 25 процентов. А главное все лето в городе были праздники. Участвовало 15 стран из Европы и Америки. Свыше 2 тысяч участников и более 200 тыс зрителей.

Чем Вы сейчас заняты?
Сейчас я в Питере, делаю себе загарнпарспорт, затем лечу в Севастополь- там готовлю проект Севастополь. Город будущего . Это проект совместный с Британским Советом. Мы разрабатываем концепцию современных праздников в городе.



12. Есть ли в планах еще раз Якутск?

Зовите- приеду с удовольствием.

13. Ваша режиссерская мечта?
Собрать всех тех актеров, с которыми я мне было интересно и хорошо в разных театрах и создать свой театр где-то в теплом городе у моря.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Клейст "О театре марионеток"

Пастораль "Аминта" Торквато Тассо Музыка Сергей Гаврилов Постановка Роман Мархолиа Художник по костюмам Фагиля Сельская Художник постановщик и художник по свету Владимир Ковальчук